Гештальт-робототехника.
Или рассказ о том, почему я не занимаюсь робототехникой так, как принято.

Когда я только начинал вести курсы роботехники, уже стало понятно, что провожу я их не так, как привыкли заниматься в школе и на курсах дополнительного обучения. Работа в крупных компаниях и досуговых клубах, оставила ощущение, что нужно вести собственные курсы. Мне важно больше времени уделять ребенку. Мне не нравится показывать инструкции на экране монитора, важнее, чтобы ребенок сам создал проект, пусть это и не сразу получится. В итоге я создал собственное направление преподавания: гештальт-робототехника, в которой я стараюсь сохранить баланс между техническими науками и психологией.

Мою «психологию» занятий можно описать через пять НЕ:

Я не запрещаю детям переживать эмоции на занятиях. Они имеют право: злиться, грустить, радоваться, испытывать то, что они испытывают в данный момент. Я даю им возможность поорать или наоборот — помолчать в той мере, насколько мне позволяют рамки наших занятий. Я помогаю им проявить злость так, чтобы другие дети могли принять их чувства: не орать на другого ребенка, а уверенно попросить не трогать постройку.

Я не заставляю их заниматься. Основной инструмент моих занятий — это контракт с ребенком. Я согласовываю с ребенком, что он хочет получить за время занятия. Машину? Бой между роботами? Хочет ли поработать в команду? Хочет ли изучить что-то новое или хочет собрать по инструкции? Обычно такие идеи находят отклик у моей юной аудитории. Иногда ребенок приходит, не хочет заниматься, тогда мы обсуждаем с ним, какое занятие лучше бы подошло его состоянию.

— Я не скрываю процесс обучения. Я создаю на каждую учащуюся группу чат в WhatsApp, где описываю каждое прошедшее занятие. Если я пишу о том, что мне было сложно, это не значит, что я Вас в чем-то обвиняю. Скорее я прошу поддержки и даю знак, что могу обсудить с Вами мой контакт с ребенком, может быть мой опыт консультирования поможет Вам? Но только при Вашем желании.

— Я не провожу занятия «впустую». Каждое занятие для меня — праздник, шанс, который, я не хочу упустить. Это возможность поделиться, знаниями, переживаниями, шутками, эмоциями, ведь я до сих пор горю Lego, робототехникой и всем техническим и научным. Я готов часами рассказывать об истории появления различных технологий или придумывать необычного робота.

— Я не всегда понимаю, что происходит. У нас есть программа занятий, но в какие-то моменты полезно от нее отвлечься. Когда впервые появились спиннеры, мы собирали с детьми спиннеры из лего. Иногда за занятие мы не успеваем закончить постройку механизма. Может показаться, что мы не продвинулись, что ребенок ничего не построил. В такие моменты я прошу довериться моей интуиции. Я овладевал непохожими друг на друга специальностями: пробовал себя как психолог, системный администратор, работал инструктором в военном лагере, потратил два месяца, чтобы выучиться на бармена и поработать за барной стойкой. Это стало ценным опытом для моего становления. Так и в детях, я вижу, что на каждом занятии мы двигаемся в их неповторимом пути обучения.

«Если я злюсь, это не навсегда. Это временное состояние, как и все другие состояния.»
Манифест злости
Аглая Датешидзе
http://dateshidze.ru/articles/manifest-zlosti/